Камни

Гарантии нераспространения ядерного оружия. Перспективы режима нераспространения. Изменение уровня дняо

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) был открыт для подписания 1 июля 1968 г. и вступил в силу 5 марта 1970 г. Его членами являются 191 государство. Договор не подписали Индия, Пакистан, Израиль и Южный Судан. О выходе из ДНЯО в 2003 г. заявила КНДР, однако многие государства исходят из того, что выход был оформлен неверно с юридической точки зрения. В этой связи Секретариат ООН продолжает рассматривать КНДР как страну-участницу ДНЯО.

1 июля 2018 г. исполнилось 50 лет со дня открытия для подписания ДНЯО. По случаю этой даты в Москве и Вашингтоне состоялись конференции в его поддержку. Было сделано совместное заявление мининдел трех депозитариев Договора (Великобритания, Россия и США) о важнейшем вкладе ДНЯО в обеспечение международной безопасности и стабильности и сохраняющейся актуальности этого Договора на сегодняшний день.

Каждые пять лет созывается Конференция по рассмотрению действия Договора, целью которой является обзор функционирования всех положений ДНЯО, а также согласование перечня рекомендаций по укреплению Договора.

На Обзорной конференции 2015 г. принятие итогового документа было заблокировано делегациями США, Великобритании и Канады. Для них неприемлемым стало отсутствие в разделе по Ближнему Востоку, который был подготовлен на основе российских предложений, права вето на проведение Конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения (ЗСОМУ) у трех соавторов резолюции 1995г. (данное положение позволяло бы при необходимости заблокировать проведение Конференции, что было важно для Израиля).

23 апреля – 4 мая 2018 г. в Женеве состоялась вторая сессия Подготовительного комитета (ПК-2) Обзорной конференции 2020 г. по ДНЯО.

Как показала сессия, противоречия по таким вопросам как ядерное разоружение и создание на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения (ЗСОМУ), сохранились и где-то даже усилились. Проявились также новые тенденции, в числе которых попытки использовать обзорный процесс ДНЯО в качестве «трибуны» для оказания политического давления на отдельные государства, а также привнесение на площадку ДНЯО тем, не имеющих отношения к Договору.

В ходе ПК-2 российская делегация делала ставку на сбалансированный подход к рассмотрению трех основных составляющих ДНЯО – ядерное нераспространение, разоружение и мирное использование атомной энергии. Совместно с КНР выступили с заявлением в поддержку СВПД.

Третья сессия ПК состоится 29 апреля – 10 мая 2019 г. в Нью-Йорке. На пост председателя сессии одобрена кандидатура Постпреда Малайзии при ООН в Нью-Йорке М.Якоба.

Договор о нераспространении ядерного оружия, договор, преследующий цель положить предел расширению круга стран, обладающих ядерным оружием (ЯО), с тем чтобы ограничить возможность возникновения вооружённого конфликта с применением такого оружия. Разработан Комитетом ООН по разоружению и 12 июня 1968 одобрен Генеральной Ассамблеей ООН. 1 июля 1968 открыт для подписания в столицах стран-депозитариев - СССР, США и Великобритании. Вступил в силу 5 марта 1970 после сдачи ратификац. грамот на хранение. На 1 марта 1974 участниками договора являлись 82 гос-ва; кроме того, к этому времени договор подписали, но не ратифицировали ещё 24 страны. Договор предусматривает право выхода из него любого гос-ва при условии предварит, (за 3 мес) уведомления всех остальных участников и Совета Безопасности ООН о намерении выйти из числа участников. Сроком действия не ограничен; через 25 лет после вступления договора в силу конференция его участников большинством голосов определит, должен ли он оставаться в силе бессрочно или его действие будет продлено на какой-то определённый период. В договоре отмечено, что одна из его целей - проложить дорогу для принятия др. мер в области разоружения, а также зафиксировано право любой группы гос-в заключать соглашения о безъядерных зонах. Договор состоит из преамбулы и 11 статей. Он устанавливает, что обладающим ЯО считается гос-во, к-рое изготовило и произвело испытание такого оружия (устройства) до 1 янв. 1967 (т. е. СССР, США, Великобритания, Франция, Китай). В договоре излагаются осн. цели, к-рыми руководствуются заклю- чающие его гос-ва, и даётся всеобъемлющая формула запрета на распространение Я О, исключающая возможность появления к.-л. каналов, используя к-рые то или иное ядер. или неядер. гос-во - участник договора могло бы изменить содержание формулы под видом её толкования или фактически обойти запрет на распространение ЯО. Договор налагает на ядер, страны обязательство не допускать в к.-л. форме или к.-л. образом передачи ЯО любому неядер, гос-ву независимо от участия его в договоре, а также любому объединению гос-в, будь то междунар. организация, орган или союз, а также не помогать им в производство или приобретении этого оружия. Обязанность неядер, участников договора - ни от кого не принимать ЯО, не производить его и не добиваться в этом ничьей помощи. Вместе с тем оговаривается, что требуемые гарантии не должны создавать помех для экономия, развития стран или междунар. сотрудничества в области использования ядер, энергии в мирных целях, в связи с чем договор обязывает его участников обмениваться оборудованием, материалами, науч. и техн. информацией и содействовать получению благ неядер, гос-вами от любого мирного применения ядер, взрывов. Заключит, статья определяет процедуру действия договора. Контроль за соблюдением договора возложен на Междунар. агентство по атомной энергии. Важным дополнением к договору являются резолюции Совета Безопасности ООН от 19 июня 1968 и идентичные заявления 3 ядер, держав - СССР, США и Великобритании по вопросу о гарантиях безопасности неядер, гос-в - участников договора.

А. А. Быков.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 3.

Публикация:

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 26. М., 1973, с. 45-49.

Литература:

История внешней политики СССР. Ч. 2. 1945-1970 гг. М., 1971, с. 406-409.

международный договор. Подписан 1.7.1968 СССР, США, Великобританией и другими государствами. Его участники - 158 государств (1989). Обязывает ядерные державы не передавать кому бы то ни было ядерное оружие и контроль над ним, не помогать какомулибо государству, не обладающему ядерным оружием, в его производстве или приобретении. Неядерные государства обязаны не принимать ядерного оружия, а также контроля над ним, не производить и не приобретать его каким-либо иным способом и не добиваться в этих целях чьей-либо помощи, а также заключить с МАГАТЭ соглашения о гарантиях, предусматривающие установление его контроля за всей их ядерной деятельностью. Договор не препятствует любому государству развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях.

Договор о нераспространении ядерного оружия

международный договор, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью положить предел расширению круга стран, обладающих ядерным оружием, с тем чтобы ограничить возможность возникновения вооружённого конфликта с применением такого оружия. Одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 и открыт для подписания 1 июля 1968 в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Вступил в силу 5 марта 1970 после сдачи на хранение ратификационных грамот государствами-депозитариями (СССР, США, Великобритания), а также 40 др. странами. На конец 1971 участниками договора являются 69 государств. Ещё 30 государств подписали, но не ратифицировали договор. Д. не ограничен сроком действия; через 25 лет после вступления в силу конференция участников договора большинством голосов определит, должен ли он оставаться в силе бессрочно или его действие будет продлено на какой-то дополнительный период времени. Договор устанавливает, что государством, обладающимядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие или устройство до 1 января 1967 (т. е. СССР, США, Великобритания, Франция, Китай).

Договор состоит из преамбулы и 11 статей. Наиболее важными являются ст. I и II, содержащие основные обязательства ядерных и неядерных государств. Ст. I обязывает государства, обладающие ядерным оружием, не передавать неядерным странам это оружие и контроль над ним, а также не помогать им в его производстве или приобретении; ст. II обязывает неядерных участников Д. не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия, не производить его и не добиваться в этих целях чьей-либо помощи. Ст. III договора говорит о гарантиях соблюдения неядерными государствами обязательств не производить собственного ядерного оружия; проверка выполнения их обязательств возлагается на Международное агентство по атомной энергии. Вместе с тем договор предусматривает, что требуемые гарантии не должны создавать помех для экономического развития государств или международного сотрудничества в области использования ядерной энергии в мирных целях и обязывает его участников обмениваться в этих целях оборудованием, материалами, научной и технической информацией, содействовать получению благ неядерными государствами от любого мирного применения ядерных взрывов (╖ 3, ст. III, IV и V). В договоре отмечено, что одна из его целей ≈ проложить дорогу для др. мер в области разоружения (ст. VI), а также зафиксировано право любой группы государств заключать соглашения о безъядерных зонах (ст. VII). Заключительные статьи договора (VIII≈XI) определяют процедуру действия договора, в том числе право на выход из него любого государства при условии уведомления за 3 месяца всех остальных участников и Совета Безопасности ООН.

Важным дополнением к договору являются резолюция Совета БезопасностиООН от 19 июня 1968 и идентичные заявления трёх ядерных держав ≈ СССР, США и Великобритании по вопросу о гарантиях безопасности неядерных государств ≈ участников договора. В резолюции предусматривается, что в случае ядерного нападения на неядерное государство или угрозы такого нападения Совет Безопасности и прежде всего его постоянные члены, располагающие ядерным оружием, должны будут немедленно действовать в соответствии с Уставом ООН для отражения агрессии; в ней подтверждается также право государств на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со статьёй 51 Устава ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности. В заявлениях, с которыми каждая из трёх держав выступила при принятии этой резолюции, указывается, что любое государство, совершившее агрессию с применением ядерного оружия или угрожающее такой агрессией, должно знать, что его действия будут эффективным образом отражены при помощи мер, принятых в соответствии с Уставом ООН; в них провозглашается также намерение СССР, США и Великобритании оказать помощь тому неядерному участнику договора, который подвергнется ядерному нападению.

Публ.: «Ведомости Верховного Совета СССР», 1970, ╧ 14, ст. 118.

Д. Асанов.

Википедия

Договор о нераспространении ядерного оружия

Догово́р о нераспростране́нии я́дерного ору́жия - многосторонний международный акт, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью поставить прочную преграду на пути расширения круга стран, обладающих ядерным оружием, обеспечить необходимый международный контроль за выполнением государствами взятых на себя по Договору обязательств с тем, чтобы ограничить возможность возникновения вооружённого конфликта с применением такого оружия; создать широкие возможности для мирного использования атомной энергии.

Одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 и открыт для подписания 1 июля 1968 в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Ратифицирован СССР 24 ноября 1969 (Российская Федерация - правопреемник СССР по выполнению Договора). Вступил в силу 5 марта 1970 после сдачи на хранение ратификационных грамот государствами-депозитариями (СССР (подписал в 1968), США (1968), Великобритания (1968)), а также 40 другими странами. Франция и КНР подписали Договор в 1992 . 11 мая 1995 свыше 170 стран-участниц договорились продлить действие Договора на неопределённый срок без каких-либо дополнительных условий.

Участниками договора являются почти все независимые государства мира. Не являются участниками договора Израиль, Индия, Пакистан и КНДР.

КНДР, однако многие государства исходят из того, что выход был оформлен неверно с юридической точки зрения. Секретариат ООН продолжает рассматривать КНДР как участника ДНЯО.

Договор служит одним из факторов обеспечения международной безопасности. Он содержит обязательства государств по недопущению распространения ядерного оружия и созданию широких возможностей для мирного использования ядерной энергии. Состоит из преамбулы и 11 статей.

Согласно Договору, каждое из государств-участников, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать его или другие ядерные взрывные устройства кому бы то ни было, а также контроль над ними ни прямо, ни косвенно, равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к его производству или приобретению.

Государства-участники, не обладающие ядерным оружием, обязуются не принимать его от кого бы то ни было, не производить и не приобретать, а также не принимать какую-либо помощь в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

Договор закрепляет неотъемлемое право государств — его участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии с договоренностями. Все участники обязались способствовать в этих целях возможно более полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией.

Договор налагает на его участников обязательство добиваться действенных мер по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерному разоружению под строгим и эффективным международным контролем.

Контроль за нераспространением ядерного оружия осуществляется с помощью Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), с которым каждое участвующее в Договоре государство, не обладающее ядерным оружием, должно заключить соглашение.

Важным дополнением являются принятые до подписания Договора резолюции Совета Безопасности ООН (19.6.1968) и соответствующие заявления ядерных держав — СССР, США и Великобритании по вопросу о гарантиях безопасности неядерных государств — участников Договора.

Каждые пять лет созывается Конференция по рассмотрению действия Договора . На Конференции 1995 года он был продлен бессрочно. На Конференции 2000 года был принят Заключительный документ, в котором содержится рассчитанный на перспективу "перечень" мер многостороннего характера в области укрепления режима ядерного нераспространения, а также разоружения.

3-28 мая 2010 года в Нью-Йорке прошла VIII обзорная Конференция по ДНЯО. Она завершилась консенсусным принятием итогового документа, состоящего из двух частей. Первая — анализ ситуации с выполнением всех статей Договора (этот раздел принят со ссылкой, что он лишь отражает мнение председателя). Вторая — согласованные выводы и рекомендации (т.н. План действий), которые содержат 64 практических "шага", нацеленных на укрепление Договора на основе выверенного баланса между тремя его основными составляющими: ядерное разоружение, нераспространение и мирное использование атомной энергии.

В 2012 году стартовал очередной обзорный цикл Договора, который завершится Конференцией 2015 года по рассмотрению его действия.

30 апреля — 11 мая в Вене прошла первая сессия Подготовительного комитета (ПК-1) Конференции 2015 года по ДНЯО. В ходе данного мероприятия состоялся обстоятельный обмен мнениями по актуальным проблемам нераспространения, контроля над вооружениями и мирного использования атомной энергии.

Вторая сессия ПК прошла в Женеве (22 апреля — 3 мая 2013 года). Ее важным итогом стало подтверждение всеми государствами-участниками того, что ДНЯО остается стержневым элементом системы международной безопасности.

Третья сессия Подготовительного комитета Конференции 2015 года по рассмотрению действия ДНЯО прошла 28 апреля — 9 мая 2014 года в Нью-Йорке. Одним из центральных событий ПК-3 стало одновременное подписание ядерными державами "на полях" сессии Протокола о предоставлении гарантий безопасности государствам-участникам Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии.

Это стало реальным практическим вкладом в дело укрепления режима ядерного нераспространения и продвижения к миру без ядерных вооружений.

Проведение Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия запланировано на 27 апреля — 22 мая 2015 года в Нью-Йорке.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

По окончании Карибского кризиса 1962 СССР и США при участии Великобритании быстро пришли к первому значительному соглашению – Договору о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 в атмосфере, космическом пространстве и под водой.

Большинство стран мира позднее присоединилось к этому соглашению. Сложный вопрос инспекций на объектах был обойден, так как договор затрагивал ограничение проведения испытаний только в тех средах, которые довольно легко проконтролировать, обходясь без инспекций. Последовавшие попытки прекратить и подземные испытания провалились отчасти из-за того, что и советская, и американская военные доктрины рассматривали эти испытания как жизненно важное условие развития ядерных вооружений.

Во время кубинского кризиса возникла и «горячая линия» между Москвой и Вашингтоном для экстренной связи.

Соглашение 1973 между США и СССР предусматривало срочное проведение консультаций друг с другом в случае возникновения конфликта, чреватого применением ядерного оружия.

Договор о запрещении испытаний по сути дела прекратил существовавшую практику; другими договорами устанавливались локальные безъядерные зоны. По Договору об Антарктике 1959 было запрещено размещение военных баз и проведение испытаний ядерного оружия близ Южного полюса; он был подписан и государствами, имеющими территориальные претензии в этом регионе. Договор о космосе , подписанный в 1967 девяноста тремя странами, запрещает развертывание на небесных телах, таких, как Луна, вооружений и военных установок, а также вывод на орбиту объектов, несущих оружие массового поражения. Договор о морском дне , который в год появления (1971) подписало 91 государство, запрещает размещение оружия массового поражения на морском дне за пределами двенадцатимильной прибрежной зоны. Конвенция 1977 запретила изменение условий окружающей среды в военных целях. Договор 1963 о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке сделал эту территорию безъядерной зоной.

Важный шаг по предотвращению распространения ядерного оружия был сделан, когда в 1967 СССР и США представили Комиссии ООН по разоружению проект , по которому державы, обладающие ядерными вооружениями, обязывались не передавать их странам, такими вооружениями не располагающим, а последние обязывались их не приобретать и не производить. После одобрения Генеральной ассамблеей ООН договор был подписан СССР, США, Великобританией и еще 95 государствами и вступил в силу в 1970.

Многие неядерные страны критиковали СССР и США за то, что они не сделали практически ничего, чтобы реализовать обещания, данные ими при подписании Договора о нераспространении ядерного оружия , и попытаться прийти к соглашению о мерах по прекращению гонки вооружений в кратчайшие сроки, а также разработать и подписать договор о всеобщем и полном разоружении. Утверждалось также, что ядерные державы создали эксклюзивный «клуб», главной задачей которого являлось недопущение в него других стран.

Переговоры по ОСВ, хотя они и затрагивали самую суть проблемы ядерных вооружений, являлись лишь одной стороной отношений между СССР и США. В свою бытность госсекретарем США Г.Киссинджер проводил политику, направленную, по его словам, «на построение сети позитивных отношений» между СССР и США в таких невоенных сферах, как торговый, культурный и научный обмен, который создал бы такие взаимозависимости, что напряжение из-за частных проблем вооружения не смогло бы изменить существующих отношений. Потепление американо-советских отношений получило название «разрядки».

В 1980 президентом США был избран Рональд Рейган. Это было время, когда гонка вооружений достигла апогея в виде сверхамбициозной «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ). Чрезмерно высокая стоимость СОИ и ответных мер СССР угрожала банкротством обеим сверхдержавам и вскоре стала главным фактором, сдерживающим гонку вооружений. В 1985 Р.Рейган и М.С.Горбачев на встрече в Женеве признали необходимость ядерного разоружения. Начались серьезные переговоры. В Рейкьявике (Исландия) в 1986 советская сторона сделала предложение о полном уничтожении всех ядерных вооружений в течение десяти лет и об отказе от попыток создать систему стратегической обороны. Американская сторона отвергла это предложение, поскольку Рейган не был готов пойти на какие-либо уступки по успешно осуществляемой программе СОИ. В декабре 1988 на Генеральной ассамблее ООН Горбачев внезапно объявил об одностороннем сокращении советских вооруженных сил на 500 тыс. человек, 10 тыс. танков, 8500 орудий и 800 боевых самолетов в течение следующих двух лет. Заявление Горбачева явилось значительным шагом вперед в деле разоружения.

Холодная война и вместе с ней соперничество сверхдержав прекратились в декабре 1991 с распадом Советского Союза. Большая часть оружия оказалась в руках новой независимой России. Усилия в области разоружения теперь были обращены не на ограничение двух огромных ядерных арсеналов, а на их сокращение.

Одним из последствий прекращения холодной войны было распространение переговоров о разоружении с американо-советского диалога на различные региональные форумы. Главным предметом беспокойства стала опасность распространения ядерного оружия. Эта проблема уже была затронута в Договоре о нераспространении , подписанном в 1968 и вступившем в силу на 25 лет в 1970.

Обычно переговоры считаются самой трудоемкой и требующей много времени частью процесса разоружения. И действительно, на ведение переговоров и подготовку договоров требуются годы упорного труда и взаимных уступок. Например, второй Договор о сокращении наступательных вооружений (СНВ-2) был подписан в 1993, но ратифицирован Сенатом США лишь в январе 1996. Российский парламент не ратифицировал его и в 1999.

В некоторых случаях осуществление соглашения может быть предметом дополнительных переговоров и вспомогательных международных соглашений. Это относится, например, к Договору о нераспространении ядерного оружия , который требует от подписавших его неядерных государств заключить с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) соглашения о гарантиях консультаций, наблюдения и контроля за выполнением обязательств по этому договору.

Сокращение вооружений требует значительных ресурсов, как людских, так и финансовых. Вопреки ожиданиям, окончание холодной войны и прекращение гонки вооружений не принесло бюджетной экономии ни США, ни России.

Ни один договор по разоружению не может быть выполнен без систематического наблюдения за выполнением партнерами обязательств и без должным образом осуществляемых принудительных мер контроля. Нарушение договора обычно требует применения санкций. Такие санкции должны соответствовать нарушениям и поэтому могут потребовать дополнительных переговоров и законодательных процедур.

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), вступивший в силу в 1970, содержал положение о проведении новых переговоров через 25 лет. В 1995 участники договора согласились продлить его действие на неопределенный срок. Главная цель этого договора - предотвратить приобретение ядерного оружия неядерными государствами.

Договор обязывает ядерные державы не помогать другим государствам получать или производить ядерное оружие. Он также поощряет сотрудничество в мирном использовании атомной энергии и проведении мер контроля, направленных на ограничение ядерных вооружений. В отношении ряда стран, не подписавших договор (Израиль, ЮАР, Индия, Пакистан) было известно или предполагалось, что они обладают ядерным оружием. Индия взорвала в 1974 ядерное устройство, но утверждала, что это эксперимент в рамках программы мирного использования атомной энергии. В 1998 стало очевидно, что и Индия и Пакистан располагают ядерным оружием; выяснилось, что внушительным ядерным потенциалом располагает и Израиль. В 1992 ЮАР заявила, что имела шесть единиц ядерного оружия, но уничтожила их; затем она ратифицировала Договор о нераспространении . Имеются сильные подозрения, что КНДР, подписавшая договор, на самом деле имеет ядерное оружие. В середине 1990-х годов появилась новая потенциальная опасность в связи с контрабандным вывозом высокообогащенного урана из России и ненадежностью контроля над ее ядерном арсеналом.