Денежная удача

Вернуться – не обернуться. Нужны ли России ракеты средней дальности? Ракеты средней и малой дальности: новые угрозы Ракеты средней и малой дальности ссср

Кто проиграет от расторжения договора РСМД?

В Соединенных Штатах на повестку выносят вопрос о договоре РСМД. Выход из него Америки весьма вероятен. И я утверждаю, что проиграют от такого шага сами же американцы. Причин тому несколько.

1. Изменились стратегические цели в глобальном противостоянии.

Вспомним конфигурацию на момент разгара ракетного кризиса. Прежде всего надо понимать, что Третья Мировая обеими сторонами планировалась одинаково. Тогда еще не существовало концепции ядерной зимы и прочих страшилок про полное уничтожение жизни на планете. Они были выдуманы позже, когда требовалось обосновать сокращение стратегических вооружений . Позже по тем же лекалам (ложные климатические модели) были вброшены озоновые дыры и потепление.

Никто тогда не думал, что взаимный массированный ядерный удар будет окончанием войны, что дальше уже заглядывать нет смысла, ибо «мы все умрем». Это воспринималось только как начало настоящей войны. За полчаса стороны опустошали свой накопленный десятилетиями запас стратегического ЯО. Результат? – Тяжелейшие потери промышленного потенциала, возможно, до половины. Большие потери мирного населения – до четверти. Незначительные потери в вооружениях и в личном составе армий – 10-15 процентов. И? Воевать есть чем! И есть за что, теперь-то уж точно.

При этом массовое производство новых стратегических ракет скорее всего станет невозможным из-за разгрома промышленности. А единичные экземпляры погоды не сделают. Воевать придется по-старинке – танками, пушками и самолетами.

И вот тут наличие тактического ядерного оружия в виде этих самых ракет средней и малой дальности приобретало большой вес. Но содержание было для сторон разным.

Целью США и НАТО был разгром армии СССР и его союзников, захват Восточной Европы, включая какие-то европейские части СССР, лишение СССР военных и стратегических возможностей.

Разное содержание стратегии вызывало и разную тактику применения этого ракетного оружия . Советские «Пионеры» могли уничтожить морские порты Западной Европы, что делало невозможным подвоз основных сил противника через океан. Американские «Першинги» должны были сократить советский военный и военно-промышленный потенциал в целом. Получалось, что тактическое оружие применялось в стратегических целях, становилось тем же стратегическим, но внутри войны в Европе. В глобальном стратегическом противостоянии война за Европу была тактикой. А вот внутри нее тактические ракеты становились у американцев стратегическими. А у СССР они несли строго тактические функции.

Понятно, это было так из-за близости противника к границам СССР, из-за того, что предполагаемый ТВД был в Европе.

Это длинное предисловие было только затем, чтобы показать, насколько стратегические цели изменились теперь. Война в Европе больше не планируется. Она потеряла смысл.

Современная Россия более не имеет восточно-европейских союзников, она потеряла и часть имперских территорий, которые тоже присоединились к блоку противников. Это избавило Россию от задачи захвата Западной Европы. Существовал своего рода пограничный конфликт, который вынуждал противников искать решение в уничтожении вражеского огорода по ту сторону забора. Теперь забора и границы не стало.

Франция более не рассматривает территорию Чехословакии как плацдарм для рывка советских армий к Ла-Маншу. Поэтому ей не нужно этот плацдарм уничтожать. Россия тоже не видит Францию в качестве плацдарма войск НАТО для прорыва в Чехословакию.

И очень важный момент состоит в том, что территории и их население окончательно перестали быть ценным призом в захватнической войне. Нынче важны ресурсы, торговые пути и рынки сбыта, а кормить пенсионеров в оккупированной стране желающих нет. Война за Европу исчезла из стратегических планов.

2. Существенно изменилась концепция вооруженных сил.

Это было следствием двух явлений. Первое – это, конечно, предыдущий пункт – противники перестали готовиться к кровавой мясорубке по типу прошлых мировых войн, но с гораздо более мощным оружием. Второе – совершенствование вооружений. Чем сложнее и дороже становится оружие, тем меньшее число солдат может быть им обеспечено. А вооружение массовых армий устаревшими образцами не представляется эффективным.

Результатом стало радикальное сокращение количества войск в Европе. Страны Западной Европы более не имеют армий, с которыми они могли бы попытаться напасть на Россию . И надо полагать, это их вполне устраивает. Они со спокойной душой всегда могут свое нежелание подкрепить объективной невозможностью. Даже американский сухопутный контингент в Европе в нынешнем виде не представляет угрозы миру. Что-то около полноценной дивизии – это ни о чем.

3. Договор о РСМД де-факто уже не соблюдается сторонами.

Размещенные в Румынии и в Польше американские универсальные пусковые установки Mk 41 позволяют использовать в них не только заявленные противоракеты, но и вполне обычные Томагавки. В том числе и ядерными боеголовками.

Российские оперативно-тактические ракеты «Искандер» якобы имеют дальность не более 500 км, но в это никто не верит. Боевые возможности крылатых ракет семейства «Калибр» были всем продемонстрированы. В конвенциональном виде на морских носителях. Но ведь показывали и Club-K в простых контейнерах. На вооружении таких официально нет. Но кто знает?

Есть еще одна штука, о которой предпочитают просто не говорить. Договор ограничивает ракеты дальностью от 500 до 5500 км. Подразумевается, что разрешенные МБР наземного базирования летают строго дальше. Но это совсем не так. Вполне можно запустить Ярс или Минитмен на 3000 км как ракету средней дальности.

4. Договор создал фактически новую систему вооружений.

Речь о Томагавках морского базирования. Вооружение надводных и подводных кораблей крылатыми ракетами большой дальности получило серьезное развитие именно после запрета на наземные варианты. Конечно, это было очень затратно. Стоимость размещения ракет на атомном подводном крейсере не сравнить с наземными самоходными установками. Но это было сделано и принесло свои значительные плоды. В американском флоте развернуто около пяти тысяч Томагавков. Теперь они могут быстро сосредоточить в почти любом районе Мирового океана 1-1,5 тысячи штук. Также есть возможность скрытного сосредоточения нескольких сотен ракет. Морские носители обеспечивают большую гибкость, маневренность, лучше защищены.

5. Договор касается только двух стран.

Уже чуть ли в Йемене в гаражах клепают ракеты средней и малой дальности. Все заинтересованные их уже имеют или скоро получат. И только у двух сильнейших армий их формально нет. Нонсенс.

На этом фоне в США может быть принято решение о выходе из договора РСМД. Что за этим может последовать?

Нет смысла снимать с себя ограничения, если ты не собираешься возможность использовать. Соединенным Штатам придется тогда эти самые ракеты наземного базирования производить. И тут возникают вопросы по целесообразности .

Если война за Европу более не планируется, то как средство сдерживания они не нужны. Фантазии в СМИ при рассмотрении серьезных дел реальности не заменят. Как я уже говорил, для США РСМД в Европе были частью их стратегического потенциала, оружием нападения на Россию. А вот для европейцев это было сдерживанием. И именно европейцев теперь не убедить, что американские ракеты на их территории им необходимы. Более того, их наличие ухудшит приемлемую сейчас ситуацию с безопасностью – позиционные районы окажутся мишенью российского оружия .

Ни Германия, ни Франция, ни Бенилюкс, ни Южная Европа, ни Турция не пойдут на размещение американских ракет на своей территории. Останется лишь возможность нажать на своих абсолютно покорных сателлитов – Польшу, Румынию, Болгарию. Но тогда противоречия внутри ЕС и НАТО значительно усилятся. Европейские лидеры постараются оказать давление на «новых европецев», а рычаги у них определенно есть. Да и Россия в этом поможет.

Размещать оружие стратегического характера американцам тогда придется в некотором эксклаве. С одной стороны противник, а с другой - не крепкий тыл, а ненадежные союзники с фигами в карманах . Можно оказаться отрезанным от снабжения и поддержки даже без войны. Да и одними пусковыми не обойтись. Они должны быть надежно прикрыты определенными межвидовыми группировками, а это снова вызовет проблемы.

Следующий вопрос в типе ракет. В предмет договора входили два совершенно различных класса ракет: крылатые и баллистические. Что строить? Технически несложно будет поместить Томагавки на самоходные тележки. Но их ведь уже достаточно много на кораблях, в чем есть свои преимущества. Не видно особого смысла. Запустить крылатую ракету из Польши в Нижний Новгород можно будет, но зачем? Чем дольше медленная крылатая ракета будет лететь на территорией противника, тем больше вероятность того, что ее собьют. Группировки российских войск теоретически будут в десятках километров от польской границы, там можно оружие попроще применять. А для воздействия в глубину есть стратегическое.

Можно еще возродить Першинги. Проблема тут в следующем. Штука эта сложная и дорогая. В неядерном исполнении вообще не имеет смысла, да и вес боеголовки ничего другого не позволяет. (Томагавки можно заявлять как конвенциональные.) Разместить их прямо у российских границ? Такого даже разгар Холодной войны не было. Подобные попытки не только не решат каких-то вопросов, а вызовут полномасштабный кризис сами по себе. И у США в этом не будет союзников. Вряд ли такое станет возможным.

Теоретически подобное оружие можно установить в каком-нибудь Бахрейне. Но это уже далековато, не дает серьезных преимуществ по времени подлета. Да и смысла нет . Туда же можно в любой момент подогнать подлодку «Огайо» со взрослыми ракетами. Это уже есть.

Получается, что ракеты средней дальности негде (или не имеет смысла) разместить в этой самой дальности от России.

Что же остается? Единственный вариант – это разработка принципиально новых ракет. Потребуются какие-то особые, уникальные характеристики. Придется открывать новую дорогостоящую программу разработки, которая продлится много лет и даст результат в виде оружия чудовищной стоимости . А это не даст возможности построить серьезную серию. Американский ВПК не может более создавать новые образцы по доступным американскому военному бюджету ценам.

А что в ответ сделает Россия? В сущности, ничего. Просто объявят настоящие дальности «Искандеров», покажут реальные «Клубы». Это не стоит денег и не выходит за пределы действующих программ вооружения.

Итак, США в случае их выхода из договора РСМД будут вынуждены каким-то образом реализовывать этот выход. Но не просматривается ни одного варианта, который не принес бы им ущерба и убытков. Без видимых военных и политических выгод. Они проиграют на этом.

Путин пообещал мгновенный и зеркальный ответ на выход США из РСМД

США обвиняют Россию в нарушении договора РСМД, а сами игнорируют его давно - Сергей Духанов

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…

РЕФЕРАТ на тему:

«Стратегические ядерные вооружения»

Введение.

Одним из наиболее значительных событий в развитии военного дела во второй половине ХХ века стало создание стратегических ядерных вооружений (СЯВ). Их появление и развитие оказало очень сильное влияние не только на представления о возможном характере будущей войны и построение Вооруженных сил, но и на особенности развития экономики, науки, промышленности ряда ведущих стран мира, а также на отношения между ними.

Стратегические ядерные вооружения являются частью стратегических вооружений, под которыми понимают различные виды оружия, военной техники, средства управления и обеспечения, предназначенные для достижения стратегических целей войны. Основу СЯВ составляют стратегические наступательные вооружения (СНВ), предназначенные в основном для поражения на территории противника наиболее важных для его экономики и Вооруженных сил целей. Основным элементом СНВ являются носители различных типов, предназначенные для доставки к целям боеприпасов с ядерными зарядами.

СНВ представляют собой крайне сложный и дорогостоящий вид вооружения. Создавать, производить и содержать их могут страны, в которых уровень экономики, науки и промышленности достаточно высок. К середине 90-х годов СНВ имели пять стран: США, правопреемница СССР - Россия, Великобритания, Франция и Китай (страны так называемого <ядерного клуба>).

Основными элементами СНВ являются межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования (МБР), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ), и тяжелые стратегические бомбардировщики (ТБ). Все они прошли определенный исторический путь развития, определявшийся для каждой страны своими специфическими условиями, что в конечном счете наложило свой отпечаток на структуру национальных СНВ.

Тем не менее существовали и общие закономерности, характерные для всех пяти стран на определенных этапах создания стратегических ядерных вооружений. Так, например, все начинали с разработки и развертывания авиационных носителей ядерного оружия. Это не дань традициям, а объективная необходимость следовать закону развития от более простого к сложному, вызванная уровнем развития науки и техники в каждом государстве в начале пути.

На середину 90-х годов наиболее мощными СНВ обладают США и Россия, в боевой состав которых входят все три компонента стратегических носителей ядерных боеприпасов (ядерная триада). Как по числу носителей, так и по количеству боезарядов на них, а также тактико-техническим характеристикам СНВ этих государств значительно превосходят СНВ Великобритании, Франции и Китая. Китай обладает всеми компонентами стратегических ядерных вооружений, но не может тягаться с США и Россией ни по количественным, ни качественным показателям своих носителей. Кроме того, Китай в начале 1997 года остался единственным государствам, которое обладает стратегическими ядерными вооружениями средней дальности.

Подобные средства США и СССР ликвидировали к лету 1991 года в соответствии с положениями Договора о ракетах средней и меньшей дальности, а Франция сняла с вооружения свои БРСД и бомбардировщики среднего радиуса действия в конце 1996 года. Подробнее о развитие СНВ и ядерных средств средней дальности можно узнать в соответствующих разделах.

Нераспространение ядерного оружия регламентировалось особым Договором, инициатором разработки которого выступил Советский Союз. Он был подписан в 1968 году, а вступил в силу в 1970 году. Цель Договора - поставить прочную преграду на пути распространения ядерного оружия, обеспечить международный контроль над выполнением государствами, взятых на себя по нему обязательств, создать условия для мирного использования атомной энергии.

В соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия государства, обладающие им (кроме КНР и Франции), взяли на себя обязательства не передавать, кому бы то ни было, а неядерные государства – не производить и не приобретать ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства. Контроль над нераспространением ядерного оружия осуществляется МАГАТЭ.

В середине 90-х годов начались международные переговоры по продлению действия Договора. Однако, они зашли в тупик. Индия отказалась подписать новый договор, так как США в свою очередь отказались дать конкретные обязательства о полной ликвидации ядерных вооружений. Существуют и другие разногласия. Это ставит под угрозу режим нераспространения ядерного оружия в дальнейшем. Эксперты МАГАТЭ утверждают, что уже сейчас Израиль и Индия в состоянии произвести несколько десятков ядерных боеприпасов. Как поведут себя руководители этих стран в будущем - предсказать трудно. Вполне может случиться так, что в начале ХХI века ядерный клуб расширится.

Концепции развития СЯС СССР в 40-90 годах.

К созданию ядерного оружия в Советском Союзе приступили после окончания Второй мировой войны. Следует отметить, что проблемами ядерной энергии в СССР занимались с начала 30-х годов. До начала Второй Мировой войны о военных аспектах научно-теоретических разработок советских физиков-ядерщиков никто и не помышлял. Об этом свидетельствует даже такой факт, что практически все они после начала Великой Отечественной войны оказались на фронте в рядах действующей армии. И только в 1943 году, после того как советская агентурная разведка стала постоянно добывать сведения о попытках западных стран создать ядерное оружие, ученных решили отозвать в Москву. Но и после этого должного значения работам в области ядерной энергии не предавалось.

Ситуация изменилась в августе 1945 года. Сообщение о том, что американцы в Аламогордо взорвали атомное устройство, впечатления на И.В. Сталина не произвело. Но последствия бомбардировок г. Хиросимы и г. Нагасаки потрясли его. Сталин приказал Л. Берии продумать вопрос о создании собственного ядерного оружия. Последний хотел монополизировать руководство этими работами и сосредоточить их в своем ведомстве.

Однако Сталин этот план не принял. По его настоянию 20 августа 1945 года был образован специальный комитет по атомной энергии под руководством Л. Берия. Его заместителем назначили наркома боеприпасов Б.Л. Ванникова. В комитет вошли видные ученые А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица и И.В. Курчатов.

Большую услугу советским атомщикам оказал коммунист по убеждениям, ученый Клаус Фукс – видный работник американского ядерного центра в Лос-Аламосе. Он в течение 1945 -1947 годов четыре раза передавал сведения по практическим и теоретическим вопросам создания атомной и водородной бомб, чем ускорил их появление в СССР.

В 1946 - 1948 годах в СССР была создана атомная промышленность, открыты месторождения урана. В районе г.Семипалатинска был построен испытательный полигон. Там в августе 1949 года было подорвано первое советское ядерное устройство. Интересно, что буквально перед этим президенту США Г. Трумэну доложили, что ядерную бомбу Советский Союз создаст не ранее 1953 года. Можно представить, что Трумэн пережил, когда 23 сентября 1949 года ему сообщили, что Соединенные Штаты больше не обладают ядерной монополией.

Появилась бомба - встал вопрос о ее носителе. К тому времени советские ВВС имели на вооружении бомбардировщики Ту-4, способные доставлять ядерное оружие к целям, удаленным на расстояние до 2500 км. Но этого было недостаточно, чтобы долететь до Америки, да и характеристики этих бомбардировщиков не отвечали требованиям дня. В ОКБ А.Н. Туполева велись работы по более совершенным самолетам, способным достичь территории США. В начале 50-х годов был готов бомбардировщик Ту-85 с межконтинентальной дальностью полета. Но он имел поршневые двигатели. Как показал опыт Корейской войны, тяжелые самолеты с такими моторами уже безнадежно устарели и не могли выдержать конкуренции с реактивными истребителями.

В то время стратегической концепции развития зарождающихся советских ядерных сил не существовало. И.Сталин поставил перед конструкторами задачу создать реактивные бомбардировщики-носители ядерного оружия средней и межконтинентальной дальности, и этим все ограничилось.

Первым на вооружение поступает Ту-16, способный доставить ядерную бомбу весом пять тонн на дальность до 2500 км. Высокая скорость и мощное оборонительное вооружение делали его грозным оружием в умелых руках. Целями возможных бомбардировок должны были стать стратегические объекты в тылу вероятного противника на континентальных театрах военных действий. Ту-16 строились серийно в больших количествах.

В конце 1953 года руководство советских Вооруженных Сил приняло решение по возможным путям развития стратегических носителей ядерного оружия. Предлагалось строить межконтинентальные бомбардировщики, баллистические ракеты средней и межконтинентальной дальности и создавать подводный ракетоносный флот. По замыслу разработчиков эти три компонента будущих стратегических ядерных сил Советского Союза могли с успехом дополнить друг друга, компенсируя в той или иной мере свойственные им недостатки.

В 1955 году на вооружение дальней авиации принимаются межконтинентальные бомбардировщики Ту-95 и М-4, способные нести не только атомные, но и водородные бомбы. Наконец у СССР появились средства доставки атомного оружия, которые в случае развязывания мировой войны могли нанести ядерные удары по стратегическим целям на территории США. Возможность ведения такой войны советская военная доктрина того времени предусматривала. Считалось, что в этой войне можно достичь победы и к ней необходимо готовиться.

Но советское военно-политическое руководство прекрасно сознавало уязвимость тяжелых самолетов от огня средств ПВО и прежде всего, реактивной авиации, которая непременно встретила бы бомбардировщики еще на подлете к Америке. Поэтому массового строительства этих самолетов развертывать не стали. К тому же полным ходом шла разработка ракетного комплекса с межконтинентальной ракетой. Именно ракетной технике лидер Советского Союза Н. Хрущев отдавал предпочтение.

Сенат и палата представителей занимаются подготовкой проектов законов, которые могут привести к нарушению договора о ликвидации ракет средней и малой дальности. При этом обе палаты американского парламента почти не имеют никакого отношения к процессу выхода страны из международных соглашений. Конгресс США собирается принять законы, нарушающие договор РСМД, который был подписан в 1987 году Горбачевым и Рейганом. Об этом сообщает Politico со ссылкой на неназванный источник.

Палата представителей США, в частности, планирует потребовать от военных приступить к разработке ракет средней дальности действия, что запрещается договором РСМД. Сенат в свою очередь обсудит такое же предложение, на которое может быть выделено 65 миллионов долларов. В палате представителей отдельно упоминается, что имеется в виду работа над обычными ракетами без ядерных боеголовок. Однако договором РСМД запрещается их создание вне зависимости от боезаряда. Выступающие в поддержку принятия этих инициатив считают, что они необходимы в связи с тем, что Россия уже нарушила договор.

Противники законов, напротив, уверены, что это только повысит шансы на ядерную конфронтацию в условиях непростых отношений Россией и США. В административно-бюджетном управлении Белого дома эту инициативу подвергли критике, заявив, что она свяжет администрацию с конкретной системой, снизив спектр вариантов ответов в военной области. Правовые эксперты также раскритиковали проект, отмечая, что сенат может лишь ратифицировать международные соглашения, однако выходить из них может только президент.

Немногим ранее СМИ сообщили о , предполагающий возможность выхода страны из договора РСМД в одностороннем порядке. Стоит также отметить, что США неоднократно обвиняли российскую сторону в нарушении положений этого договора. Так, в начале июля сообщалось, что США могут ввести . В случае принятия этих инициатив очередной виток конфронтации между Россией и США очевиден. Не стоит забывать и о том, что ранее Вашингтон уже вышел из договора по ПРО, а также нарушил обещание отказаться от продвижения НАТО к российским границам.

Остается понять, чем может и чем действительно ответит Москва на подобные шаги американских законодателей. Не перейдет ли пока еще холодное противостояние в более горячую фазу? Об этом "Правда.Ру" побеседовала с главным редактором журнала "Арсенал Отечества", членом экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, полковником запаса Виктором Мураховским.

— Как известно, в одностороннем порядке ни одна из стран из договора выйти не может. Получается, если Вашингтон выйдет из соглашения, то и России придется прекратить свое участие в нем? Может ли это привести к нарушению баланса сил? К новой гонке вооружений?

— Мое личное, глубокое убеждение в том, что нам надо их горячо поддержать и выйти из этого договора первыми. На мой взгляд, никакой там особой гонки не будет. ДРСМД заключался в совершенно иных геополитических условиях, когда существовал Варшавский договор. И руководство Советского Союза пошло на заключение этого соглашения, чтобы отодвинуть угрозу нанесения ударов баллистическими ракетами средней дальности и крылатыми ракетами по европейской части СССР.

Сейчас этого буфера нет в принципе. Сейчас корабли с крылатыми ракетами США могут располагаться в территориальных водах Эстонии. А это, напомню, всего 150 километров до Санкт-Петербурга. Также есть территориальные воды Румынии и Болгарии, территориальные воды Турции. А оттуда до Крыма порядка 300 километров. До наших южных городов около 300-400 километров. То есть военный смысл этого договора для нас полностью исчез.

— Что устанавливал договор РСМД для России?

— Россия по этому договору имеет ограничения. Мы не можем создавать ракетные комплексы, которые позволяют с нашей европейской территории — с Урала или с Поволжья — ставить под угрозу аэродромы и порты в Европе, на которые высаживается американский контингент с континентальной части США. Американцы это уже планируют. Это демонстрировалось во время учений: развертывают переброшенные США силы через порты и аэродромы, например, Прибалтики.

— В последнее время американская администрация все настойчивее говорит о том, что Россия нарушает Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности. То есть тема-то уже не новая. Она на слуху уже несколько лет. Так в связи с каким событиями Вашингтон поднял этот вопрос на этот раз?

— Как показывает практика, с геополитическими событиями это практически не связано. Это связано с внутриполитическими событиями в США, то есть с уже заезженной историей о якобы вмешательстве России в американские выборы. Недавно директор ЦРУ на слушаниях в конгрессе доложил, что, оказывается, состоявшиеся в США президентские выборы уже не первые, в которые вмешалась Москва. Это еще один русофобский элемент. Но на этот раз я глубоко убежден, что для нас этот договор на сегодняшний момент абсолютно вреден. Именно в плане обеспечения военной безопасности РФ.

— Можно ли говорить о том, что стремление Вашингтона денонсировать договор о РСМД связано с развертыванием американской ПРО в Европе. Ведь с комплексов ПРО можно запускать не только ракеты, нацеленные на отражение угрозы с воздуха, но и вооружение первого наземного удара?

— Там расположены универсальные пусковые установки НК-41, которые могут снаряжаться как крылатыми ракетами, так и противоракетами. Чего тут удивительного? Они ни о чем не докладывают, говорят, что беспокоиться не о чем. Но факт не в этом. Договор ограничивает развертывание крылатых ракет наземного базирования. Ну какая сейчас разница, если у них одна атомная лодка 164 таких ракеты несет? Приплывет она в Эстонию, встанет в территориальных водах, и 164 ракеты ударят по Петербургу, которые прилетят туда через 20 минут. И что? Причем здесь договор?

— Чем может ответить Россия?

— В том то и дело, что мы не можем в силу ограничений по этому договору ответить тем, чем могли бы. Если из договора выйдем, и вернемся к советской разработке ракеты средней дальности, мы как раз получим то вооружение, которым мы можем с Урала или с Поволжья ударить по портам не только в Эстонии, но Западной Европы (если учесть, что американцы в случае конфликта будут туда перебрасывать свои ракетные установки в Европу). Уже сейчас на аэродроме Эмари в Эстонии базируется дежурное звено ВВС США в 4 самолета. Им лететь до Петербурга 20 минут.

В то же время 5-6 бригад ракет средней дальности в европейской части РФ смогут даже без применения ядерного оружия накрыть все ключевые пункты военной инфраструктуры, которую НАТО подготовило для войны с Россией. Они ведь это продолжают делать в странах, которые недавно вступили в НАТО. Вы что думаете, они там только учения проводят? Нет, они там складируют вооружения и боеприпасы. А зачем складируют? Да потому что им проще на самолете потом солдат США перебросить, и у них через два часа готовые соединения, наступательная группировка.

Точно так же происходит и в других странах. Американцы уже развертывают в Румынии и Польше комплексы противоракетной обороны. То есть у американцев уже все готово. У них носители крылатых ракет морского базирования плавают в 150 километрах от Петербурга, в 200 километрах от Крыма. Что им начинать? У них все есть. У них крылатых ракет на этих морских носителях свыше трех тысяч единиц. Так что повторюсь еще раз: из этого договора по РСМД России выгоднее будет выйти.

Беседовала Лада КОРОТУН

  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    Глава администрации президента РФ Сергей Иванов заявил, что до бесконечности соглашение о запрете ракет средней и меньшей дальности наземного базирования существовать не может. В интервью телеканалу «Россия 24» в рамках Петербургского экономического форума Иванов отметил, что в последнее время этот вид вооружения стал развиваться в соседних с Россией странах. По словам главы администрации президента, американцам этот класс оружия не нужен был ни раньше, ни сейчас, потому что теоретически с его помощью они могли воевать только с Мексикой или Канадой.

    Сергей Иванов предлагает поставить крест на договоре по РСМД

    Так что же собой представляют баллистические ракеты средней дальности (БРСД)? Почему Россия сейчас не может их иметь, и какие преимущества даст ей принятие на вооружение БРСД?

    НА ЗАРЕ РАКЕТНОЙ ЭРЫ

    Людям старшего поколения набил оскомину штамп: «Американская военщина усиливает гонку вооружений». Однако сейчас, когда ранее закрытые сведения о развитии стратегических вооружений стали общедоступны, выяснилось, что все это было правдой, но оглупленной до абсурда некомпетентными пропагандистами.

    Именно американцы создали первую ядерную бомбу, первые ее носители - «летающие крепости» В-29, В-50, В-36, первые в мире реактивные стратегические бомбардировщики В-47 и В-52. США принадлежит и пальма первенства в создании БРСД. Другой вопрос, что здесь разница в сроках была не в четыре года, как с атомной бомбой, а исчислялась месяцами.

    «Бабушкой» БРСД США и СССР была знаменитая германская баллистическая ракета ФАУ-2, сконструированная штурмбаннфюрером СС бароном Вернером фон Брауном. Ну а в 1950 году Вернер фон Браун в содружестве с фирмой «Крайслер» начал работу над ракетой «Редстоун» - развитием ФАУ-2. Дальность полета - 400 км, стартовый вес - 28 тонн. Ракета была оснащена термоядерной боевой частью W-3942 мощностью 3,8 Мт. В 1958 году 217-й дивизион ракет «Редстоун» был переброшен в Западную Германию, где в том же году заступил на боевое дежурство.

    Советским ответом на «Редстоун» стала ракета Р-5. Эскизный проект Р-5 был закончен в октябре 1951 года. Вес головной части с обычным взрывчатым веществом по проекту - 1425 кг, дальность стрельбы - 1200 км с вероятным отклонением от цели по дальности ±1,5 км и боковым ±1,25 км. Увы, ракета Р-5 первоначально не имела ядерного заряда. У нее была фугасная боевая часть или боевая часть с радиоактивными веществами «Генератор-5». Замечу, что это название боевой части, но в ряде документов так именовалось все изделие. С 5 сентября по 26 декабря 1957 года было произведено три пуска Р-5 с боевой частью «Генератор-5».

    В соответствии с постановлением Совета министров СССР от 10 апреля 1954 года в ОКБ-1 на базе ракеты Р-5 была начата разработка ракеты Р-5М с ядерным зарядом. Дальность стрельбы оставалась без изменений - 1200 км. Головная часть с ядерной боеголовкой в полете отделялась от корпуса. Вероятное отклонение от цели по дальности было ±1,5 км, а боковое ±1,25 км.

    2 февраля 1956 года была произведена операция «Байкал». Ракета Р-5М впервые несла ядерный заряд. Пролетев около 1200 км, головная часть без разрушения дошла до поверхности в районе Аральских Каракумов. Сработал ударный взрыватель, вызвавший ядерный взрыв мощностью около 80 кт. Постановлением Совмина СССР от 21 июня 1956 года ракета Р-5М была принята на вооружение Советской армии под индексом 8К51.

    «Редстоун» и Р-5М можно считать «матерями» баллистических ракет средней дальности. Фон Браун на фирме «Крайслер» в 1955 году приступил к разработке БРСД «Юпитер» по заказу армии США. Первоначально новая ракета замышлялась как глубокая модернизация ракеты «Редстоун» и даже называлась «Редстоун II». Но через несколько месяцев работ ей присвоили новое название «Юпитер» и индекс SM-78.

    Стартовый вес ракеты был 50 тонн, дальность 2700-3100 км. «Юпитер» комплектовались боевыми частями МК-3 с ядерным зарядом W-49. Вес ядерного заряда 744 - 762 кг, длина - 1440 мм, диаметр - 500 мм, мощность - 1,4 Мт.

    Еще до решения о принятии ракеты «Юпитер» на вооружение (принята она была летом 1958 года) 15 января 1958 года началось формирование 864-й эскадрильи стратегических ракет, а чуть позже еще одной - 865-й эскадрильи. После основательной подготовки, включавшей проведение учебно-боевого пуска со штатной техники на территории полигона, эскадрильи перебросили в Италию (база «Джоя», 30 ракет) и Турцию (база «Тигли», 15 ракет). Ракеты «Юпитер» были нацелены на важнейшие объекты на территории европейской части СССР.

    ВВС США независимо от армии 27 декабря 1955 года заключили контракт с фирмой «Дуглас Эркрафт» на проектирование собственной БРСД «Тор». Вес ее 50 тонн, дальность 2800-3180 км, КВО - 3200 м. Ракета «Тор» комплектовалась боевой частью МК3 с ядерным зарядом W-49. Вес ядерного заряда 744-762 кг, длина - 1440 мм, диаметр - 500 мм, мощность - 1,4 Мт. Производство боевых частей W-49 было начато в сентябре 1958 года.

    Четыре эскадрильи ракетных комплексов «Тор» с боезапасом по 15 ракет в каждой базировались в южной части Англии (Йорк, Линкольн, Норвич, Нортгемптон). Всего там было размещено 60 ракет. Часть ракетных комплексов этого типа в 1961 году передали под оперативное руководство Великобритании, где их разместили на ракетных базах в Йоркшире и Суффолке. Они считались ядерным средством НАТО. Кроме того, две эскадрильи ракетных комплексов «Тор» были размещены в Италии и одна - в Турции. Таким образом, в Европе к середине 1962 года имелось 105 развернутых ракет «Тор».

    НАШ ОТВЕТ БОГУ НЕБА

    Ответом на «Юпитер» и «Тор» стали советские ракеты Р-12 и Р-14. 13 августа 1955 года было принято постановление Совмина СССР «О создании и изготовлении ракет Р-12 (8К63) с началом летно-конструкторских испытаний - апрель 1957 года».

    Ракета Р-12 имела отделяемую головную часть-моноблок с зарядом 1 Мт. В начале 60-х годов к ракете Р-12 разрабатывалась химическая боевая часть «Туман» кассетного типа. В июле 1962 года в ходе операций «К-1» и «К-2» были произведены пуски ракет Р-12 с ядерными боевыми частями. Цель испытаний - исследование влияния высотных ядерных взрывов на радиосвязь, радиолокаторы, авиационную и ракетную технику.

    Баллистическая ракета средней дальности Р-12

    2 июля 1958 года вышло постановление Совмина СССР о разработке баллистической ракеты Р-14 (8К65) с дальностью 3600 км. Головным разработчиком было назначено ОКБ-586. Срок начала летно-конструкторских испытаний - апрель 1960 года. 6 июня 1960 года на полигоне «Капустин Яр» произвели первый пуск ракеты Р-14. Летные испытания ее завершились в декабре 1960 года. Постановлением Совмина от 24 апреля 1961-го боевой ракетный комплекс с ракетой Р-14 принят на вооружение РВСН. Серийное производство ракет Р-14 велось на заводе № 586 в Днепропетровске и заводе № 166 в Омске. В сентябре 1962 года состоялись пуски ракет Р-14 с ядерной боевой частью.

    В конструкции и эксплуатации БРСД первого поколения США и СССР было много общего. Все они были одноступенчатыми и имели жидкостные реактивные двигатели. Все запускались с открытых стационарных пусковых установок. Принципиальная разница заключалась в том, что советские БРСД базировались исключительно на своей территории и не могли создать угрозы для США. А американские БРСД размещались на базах в Европе и Турции, откуда они могли нанести удар по всей европейской части России.

    Подобный дисбаланс был нарушен решением Никиты Хрущева провести операцию «Анадырь», в ходе которой на Кубу в 1962 году скрытно доставили 51-ю ракетную дивизию под командованием генерал-майора Игоря Стаценко. Дивизия имела особый штат, в ее состав входило пять полков. Из них три полка имели по восемь пусковых установок ракет Р-12 и два полка - по восемь пусковых установок ракет Р-14. Всего на Кубу должны были поставить 36 ракет Р-12 и 24 ракеты Р-14.

    В радиусе досягаемости ракет Р-12 оказалось около трети американской территории от Филадельфии через Сент-Луис и Оклахома-Сити до мексиканской границы. Ракеты Р-14 могли поразить всю территорию США и часть канадской территории.

    За 48 суток с момента прибытия (то есть 27 октября 1962 года) 51-я дивизия была готова к пуску ракет с 24 стартов. Время подготовки ракет к пуску составляло от 16 до 10 часов в зависимости от времени доставки головных частей ракет, которые хранились отдельно.

    Ряд либеральных историков утверждают, что операция «Анадырь» была авантюрой Хрущева. Я не собираюсь с ними полемизировать, а лишь замечу, что для всех русских императоров от Екатерины II до Николая II прибытие в Турцию войск любой европейской державы стало бы «казусом белли», то есть поводом для войны.

    В ходе переговоров США и СССР достигли соглашения, по которому СССР вывозил с Кубы все ракеты, а США дали гарантию о ненападении на Кубу и вывезли ракеты средней дальности «Юпитер» из Турции и Италии (всего 45 штук) и ракеты «Тор» из Англии (60 единиц). Таким образом после Кубинского кризиса БРСД США и СССР оказались на собственных территориях. «Торы» и «Юпитеры» были складированы в США до 1974-1975 годов, а Р-12 и Р-14 остались на боевом дежурстве.

    «ПИОНЕРЫ» СТРАНЫ СОВЕТОВ

    В 1963-1964 годах модифицированные ракеты Р-12У начали устанавливать в защищенных шахтах типа «Двина», а Р-14У - в шахтах «Чусовая». Живучесть шахтных пусковых установок ракет Р-12У «Двина» и Р-14У «Чусовая» была невысока. Радиус поражения их при взрыве бомбы в 1 мегатонну составлял 1,5-2 км. Боевые позиции шахтных пусковых установок были групповыми: по четыре для Р-12У и по три шахты для Р-14У, расположенные на расстоянии менее 100 мдруг от друга. Таким образом, один взрыв в 1 мегатонну мог уничтожить сразу три или четыре шахты. Тем не менее, защищенность ракет в шахтных установках была существенно выше, чем на открытых установках.

    Согласно постановлению Совета министров СССР от 4 марта 1966 года, в Московском институте теплотехники (МИТ) началась разработка ракеты нового поколения 15Ж45 «Пионер». Стартовый вес ракеты - 37 т, дальность - 5000 км.

    Баллистическая ракета средней дальности РСД-10 «Пионер»

    Самоходная пусковая установка для комплекса «Пионер» разрабатывалась в ОКБ завода «Баррикады». В качестве шасси взяли шестиосный автомобиль МАЗ-547В. Ракета постоянно находилась в транспортно-пусковом контейнере, сделанном из стеклопластика. Пуск ракеты мог производиться либо из специального укрытия на основной позиции, либо с одной из полевых позиций, заранее подготовленных в геодезическом отношении. Для осуществления пуска самоходная пусковая установка вывешивалась на домкратах и горизонтировалась.

    Летно-конструкторские испытания ракет начались 21 сентября 1974 года на полигоне «Капустин Яр» и продолжались до 9 января 1976 года. 11 сентября 1976 года Государственная комиссия подписала акт о принятии комплекса 15Ж45 на вооружение РВСН. Позже комплекс получил псевдоним РСД-10. Любопытно, что постановление Совмина № 177-67 о принятии на вооружение комплекса было принято на полгода раньше - 11 марта 1976 года.

    Серийное производство ракет 15Ж45 «Пионер» велось с 1976 года на Воткинском заводе, а самоходных пусковых установок - на заводе «Баррикады». Первые полки ракет «Пионер», дислоцированные в Белоруссии, встали на боевое дежурство в августе 1976 года. С этих позиций в радиусе действия ракет «Пионер» оказывалась не только вся Европа, но и Гренландия, Северная Африка до Нигерии и Сомали, весь Средний Восток и даже север Индии и западные области Китая.

    Позже ракеты «Пионер» были размещены и за Уральским хребтом, в том числе под Барнаулом, Иркутском и Канском. Оттуда в радиусе действия ракет оказывалась вся территория Азии, включая Японию и Индокитай. Организационно ракеты 15Ж45 были объединены в полки, которые имели на вооружении шесть или девять самоходных пусковых установок с ракетами.

    19 июля 1977 года в МИТе начались работы по модернизации ракеты 15Ж45 «Пионер». Модернизированный комплекс получил индекс 15Ж53 «Пионер УТТХ» (с улучшенными тактико-техническими характеристиками). Ракета 15Ж53 имела те же первую и вторую ступени, что и 15Ж45. Изменения коснулись системы управления и агрегатно-приборного блока. КВО было доведено до450 м. Установка на агрегатно-приборный блок новых более мощных двигателей позволила увеличить район разведения боеголовок, что дало возможность увеличить число поражаемых объектов. Дальность стрельбы была увеличена с 5000 до5500 км.

    С 10 августа 1979 года по 14 августа 1980 года на полигоне «Капустин Яр» были проведены летные испытания ракеты 15Ж53 в объеме 10 пусков. Постановлением Совмина от 23 апреля 1981 года комплекс «Пионер УТТХ» был принят на вооружение.

    В 1980-х годах была разработана новая модернизированная ракета, получившая название «Пионер-3». Ракета оснащалась новой боевой частью, имевшей существенно меньшее КВО. Новая самоходная пусковая установка для «Пионера-3» создали в ОКБ завода «Баррикады» на базе шестиосного шасси «7916». Первый пуск ракеты состоялся в 1986 году. Ракетный комплекс «Пионер-3» успешно прошел государственные испытания, но не был принят на вооружение из-за подписания договора о ликвидации ракет средней дальности.

    Количество ракет «Пионер» всех модификаций увеличивалось быстрыми темпами. В 1981 году насчитывалось 180 самоходных пусковых установок комплексов. В 1983 году их количество превысило 300, а в 1986 году - 405 единиц.

    ПИСТОЛЕТ, ПРИСТАВЛЕННЫЙ К ВИСКУ

    Американским ответом на БРСД «Пионер» стала БРСД «Першинг-2». Ее стартовый вес составлял 6,78 т, дальность стрельбы - 2500 км. На обеих ступенях ракеты «Першинг-2» были установлены твердотопливные двигатели фирмы «Геркулес». Войсковые испытания ракет «Першинг-2» проводились армией США с июля 1982 года по октябрь 1984 года. В ходе испытаний с мыса Канаверал было запущено 22 ракеты.

    Ракета предназначалась в основном для поражения командных пунктов, узлов связи и других аналогичных целей, то есть прежде всего для нарушения работы систем управления войсками и государством. Малое КВО ракеты обеспечивалось применением комбинированной системы управления ее полетом. В начале траектории использовалась автономная инерциальная система, затем, после отделения головной части, - система коррекции полета боеголовки по радиолокационным картам местности. Эта система включалась на конечном участке траектории, когда боеголовка переводилась почти в горизонтальный полет.

    Радиолокатор, установленный на боеголовке, получал изображение участка местности, над которым двигалась боеголовка. Это изображение преобразовывалось в цифровую матрицу и сравнивалось с данными (картой), заложенными до старта в запоминающее устройство системы управления, размещенной на боеголовке. В результате сравнения определялась ошибка движения боеголовки, по которой бортовая вычислительная машина вычисляла необходимые данные для органов управления полетом.

    На ракете «Першинг-2» предполагалось использование двух типов боезарядов - обычного мощностью до 50 кг и проникающего в грунт. Второй вариант отличался большим удлинением и высокой прочностью и изготавливался из высокопрочной стали. При скорости подхода головной части к цели 600 м/с головная часть углублялась в грунт примерно на 25 м.

    В 1983 году для ракеты «Першинг-2» началось производство ядерных боевых частей W-85. Вес ядерной боевой части составлял 399 кг, длина 1050 мм, диаметр 3130 мм. Мощность взрыва переменная - от 5 до 80 кт. Транспортно-пусковая установка М1001 ракет «Першинг-2» была создана на шестиосном колесном шасси. Она состояла из тягача и рамного полуприцепа, на которых помимо ракеты размещались агрегаты электропитания, гидравлический привод для придания ракете вертикального положения перед пуском и другое оборудование.

    8 декабря 1987 года президенты Михаил Горбачев и Рональд Рейган подписали в Вашингтоне договор по РСМД. При этом Горбачев заявил: «Решающей предпосылкой успеха этих преобразований являются демократизация и гласность. Они же - и гарантия того, что мы пойдем далеко и что взятый курс необратим. Такова воля нашего народа… Человечество начинает осознавать, что оно отвоевалось. Что с войнами надо кончать навсегда… И, отмечая действительно историческое событие - подписание договора, да еще находясь в этих стенах, нельзя не отдать должное многим, кто приложил к этому ум, энергию, терпение, настойчивость, знания, преданность долгу перед своим народом и международным сообществом. И прежде всего я хотел бы назвать товарища Шеварднадзе и господина Шульца» («Вестник Министерства иностранных дел СССР» № 10 от 25 декабря 1987 года).

    Согласно договору, правительство США не должно стремиться «к достижению военного превосходства» над Россией. Насколько выполняется это обещание? Главный же вопрос - выгоден ли России этот договор? Цифры говорят сами за себя: СССР ликвидировал 608 пусковых установок ракет средней дальности и 237 пусковых установок ракет малой дальности, а американцы - соответственно 282 и 1 (нет, это не опечатка, действительно одну).

    РОССИЯ В КОЛЬЦЕ

    Что изменилось за четверть века, прошедшего со дня подписания договора по ликвидации БРСД? Почти сразу же после подписания договора Израиль принял на вооружение баллистическую ракету «Иерихон-2Б» с дальностью стрельбы около1500 км. К 2000 году на вооружении Израиля оказалось свыше 100 таких ракет, помещенных в закрытые шахты.

    А в 2008 году на вооружение поступила БРСД «Иерихон-3» с дальностью 4000 км. Ракета оснащена двумя-тремя разделяющимися боевыми частями с ядерным зарядом. Таким образом, в радиусе действия израильских ракет оказалась вся европейская часть России за исключением Кольского полуострова.

    Помимо Израиля по периметру границ России БРСД обзавелись Иран, Индия, Пакистан, Северная Корея и Китай. Их ракеты могут поражать обширные районы РФ. Причем из этих стран только Иран пока не обладает ядерным оружием. Любопытно, но, по официальным заявлениям Белого дома и Пентагона, именно иранские ракеты заставили США создавать огромную систему ПРО как на своей территории, так и в Центральной Европе, и в Мировом океане.

    Китайские баллистические ракеты в парадном строю

    К настоящему моменту КНР располагает сотнями БРСД типа «Дун фын-4» (4750 км), «Дун фын-3» (2650 км), «Дун фын-25» (1700 км) и другими. Часть китайских БРСД установлена на колесных мобильных ПУ, а часть - на железнодорожных пусковых установках.

    Но шесть государств по периметру границ России, обладающих БРСД, - это лишь одна сторона медали. Еще более важна вторая сторона, то есть угроза с моря. За прошедшие 25 лет резко изменилось соотношение сил на море между СССР и США. К 1987 году еще можно было говорить о паритете морских вооружений. В США только разворачивалась система «Томагавк», устанавливаемая на надводных кораблях и подводных лодках. А сейчас американские ВМС располагают 4 тыс. крылатых ракет типа «Томагавк» на надводных кораблях и еще тысячей - на атомных подводных лодках.

    Кроме того, ВВС США за один вылет способны использовать примерно 1200 крылатых ракет. Итого в одном залпе - не менее 5200 крылатых ракет. Дальность стрельбы их 2200-2400 км. Вес боевой части 340-450 кг, квадратичное вероятное отклонение (КВО) 5-10 м. То есть «Томагавк» может попасть даже в определенный кремлевский кабинет или квартиру на Рублевке.

    К 1987 году советская 5-я оперативная эскадра, на вооружении которой находились десятки крылатых ракет с ядерными боевыми частями, держала под обстрелом весь юг Средиземноморского побережья Европы: Рим, Афины, Марсель, Милан, Турин и так далее. Наши береговые мобильные ракетные комплексы «Редут» (дальность свыше 300 км) имели стартовые позиции на юге Болгарии, откуда они могли поражать спецзарядами Проливную зону и значительную часть Эгейского моря. Ну, а сейчас выход российских кораблей в Средиземное море стал редкостью.

    Трудно не согласиться с Ивановым - вопрос о денонсации договора о РСМД назрел. Как технически провести денонсацию, нам показали США, 12 июня 2002 года выйдя из договора по ПРО.

    Каковы же могут быть возможности БРСД XXI века? Вспомним недавнюю историю. Согласно постановлению Совмина СССР от 21 июля 1983 года № 696-213, Московский институт теплотехники приступил к разработке малогабаритной МБР «Курьер» 15Ж59. Стартовый вес МБР - 15 тонн, длина -11,2 м, диаметр -1,36 м. Дальность стрельбы - свыше 10 тыс. км. Были разработаны две мобильные пусковые установки на четырехосном шасси МАЗ-7909 и пятиосном МАЗ-7929. «Курьер» мог размещаться в любых железнодорожных вагонах, на речных баржах, в кузовах трейлеров «Совтрансавто» и должны были быть авиатранспортабельны.

    Таким образом, ракета «Курьер», изготовленная на Воткинском заводе, после установки на пусковую установку просто исчезала и для космических аппаратов, и для самолетов-шпионов. С марта 1989 года по май 1990-го с космодрома «Плесецк» произвели четыре испытательных пуска «Курьеров». Увы, в соответствии с договоренностью между руководством СССР и США от 6 октября 1991 года СССР прекратил разработку «Курьера», а американцы - МБР «Миджетмен» («Карлик») весом 18 тонн и длиной 14 м.

    Ну а новые БРСД будут иметь куда меньшие весогабаритные характеристики, чем «Курьер». Они смогут транспортироваться и запускаться с обычных автомобильных фур, которыми забиты наши дороги, из обычных железнодорожных вагонов, с речных самоходных барж. Для преодоления ПРО новые БРСД могут лететь по самым экзотическим изменяемым траекториям. Не исключена комбинация гиперзвуковых крылатых ракет с баллистическими. Помимо действия по наземным целям БРСД смогут поражать и морские цели - авианосцы, крейсера типа «Тикондерога» - носителей крылатых ракет и даже подводные лодки.

    Собственно, в этой идее ничего нет нового. Еще 24 апреля 1962 года было принято постановление Совмина, которым предусматривалось создание баллистической ракеты с самонаводящейся боевой частью, способной поражать движущиеся корабли. На базе ракет Р-27 была создана баллистическая ракета Р-27К (4К-18), предназначенная для стрельбы по морским надводным целям. Ракета Р-27К была оснащена небольшой второй ступенью. Стартовый вес ракеты составил 13,25 т, длина - около9 м, диаметр -1,5 м. Максимальная дальность стрельбы -900 км. Головная часть моноблочная.

    Управление на пассивном участке траектории велось по информации пассивного радиолокационного визирующего устройства, обрабатываемой в бортовой цифровой вычислительной системе. Наведение боевого блока на подвижные цели осуществлялось по их радиолокационному излучению двукратным включением двигательной установки второй ступени на внеатмосферном участке полета. Однако по ряду причин противокорабельная ракета Р-27К не была принята на вооружение, а лишь в опытную эксплуатацию (1973-1980 годы) и всего на одной подводной лодке «К-102», переделанной по проекту 605.

    К 1987 году в СССР успешно шли работы по созданию противокорабельной баллистической ракеты на базе «Пионер УТТХ».

    Что не сделали в СССР, сделали в Китае. Сейчас там принята на вооружение мобильная БРСД «Дун фын-21», которая на дальности до2700 км может поражать надводные корабли противника. Ракета оснащена радиолокационной головкой самонаведения и системой селекции целей.

    Марка СССР, Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, декабрь 1987 года

    (ДРСМД, РСМД) (англ. Intermediate-Range Nuclear Forces Treaty (IRNFT)) - договор между СССР и США , подписанный М. С. Горбачёвым и Р. Рейганом 8 декабря 1987 года в ходе советско-американской встречи на высшем уровне в Вашингтоне .

    Договор вступил в силу 1 июня 1988 года. Договор впервые в истории позволил ликвидировать целый класс вооружений: стороны обязались уничтожить все комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (1000-5500 км) и меньшей (от 500 до 1000 км) дальности, а также не производить, не испытывать и не развёртывать такие ракеты в будущем. В соответствии с Договором стороны в течение трёх лет должны были уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров, включая ракеты как на европейской, так и на азиатской территории СССР. Договор предусматривал процедуры проверки инспекторами, которым надлежало следить за уничтожением ракет противоположной стороны.

    До подписания Договора в США баллистические ракеты подразделялись [ ] на межконтинентальные (свыше 5000 км), средней (от 500 до 5000 км) и малой (от 150 до 500 км) дальности. В СССР до середины 1980-х [ ] выделялись и оперативно-тактические ракеты (от 1 до 500 километров). В США тактические (оперативно-тактические) ракеты имели [ ] дальность полёта от 1 до 150 километров. В 1987 году, с подписанием Договора, была окончательно установлена новая классификация. Применительно к периоду до середины 1980-х годов в исторических работах правомерно использование обеих классификаций.

    Согласно ст. 3 Договора, уничтожению подлежали:

    • ракеты средней дальности
      • СССР - РСД-10 «Пионер» , «Р-12 », «Р-14 » (по классификации НАТО, «SS-20», «SS-4» и «SS-5» соответственно) и крылатые ракеты наземного базирования РК-55 (по классификации НАТО - SSC-X-4 «Slingshot»);
      • США - «Першинг-2 » и «BGM-109G» (крылатая ракета Tomahawk наземного базирования);
    • ракеты малой дальности
      • СССР - «ОТР-22 „Темп-С“ » и ОТР-23 «Ока» («SS-12» и «SS-23»);
      • США - «Першинг-1А ».

    К июню 1991 года Договор был выполнен: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов (из них около половины - произведённые ракеты, не находившиеся на боевом дежурстве); США - 846 комплексов .

    После нескольких взаимных обвинений в нарушении ДРСМД стороны в феврале 2019 года заявили о приостановлении соблюдения своих обязательств по Договору .

    Предыстория

    В середине 1970-х годов сначала в США, а затем в СССР были созданы системы лазерного, инфракрасного и телевизионного наведения ракет на цели. Это позволило достичь большой точности их попадания в цели (по разным оценкам - до 30 метров). Эксперты заговорили о возможности нанесения нового типа ядерного удара - обезглавливающего или ослепляющего, который позволял бы уничтожить руководство противоположной стороны до того, как будет принято решение о приведении в действие механизма ответно-встречного удара. Это возродило представления о возможности победы в «ограниченной ядерной войне» благодаря выигрышу в подлётном времени . 17 августа 1973 года министр обороны США Джеймс Шлезингер обнародовал концепцию обезглавливающего удара как новую основу ядерной политики США. Для её воплощения в жизнь предполагалось достижение выигрыша в подлётном времени. Приоритет в развитии средств ядерного сдерживания смещался со стратегической триады на средства средней и меньшей дальности. В 1974 году этот подход был закреплён в основополагающих документах по ядерной стратегии США.

    В целях реализации доктрины США приступили к модификации размещённой в Западной Европе системы передового базирования (Forward Based System). В рамках этого проекта повысилось американо-британское взаимодействие по модификации баллистических ракет на подводных лодках и ракет средней дальности. В 1974 году Великобритания и Франция подписали Оттавскую декларацию, согласно которой обязались развивать общую систему обороны, включая ядерную сферу. В СССР эти действия были восприняты как отказ Франции от концепции «независимой обороны» и частичный пересмотр политики голлизма .

    Эти действия вызвали тревогу в СССР. В 1976 году министром обороны СССР стал Д. Ф. Устинов , который склонялся к жёсткому ответу на действия США. Основой модифицированной ядерной стратегии СССР стало наращивание парка тяжёлых МБР с РГЧ ИН и, одновременно, прикрытие европейского стратегического направления. В 1977 году СССР приступил к развёртыванию на западных границах ракет средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20). Всего было развёрнуто около 300 ракет подобного класса, каждая из которых была оснащена тремя боевыми блоками индивидуального наведения на цели. Это позволяло СССР в считанные минуты уничтожить военную инфраструктуру НАТО в Западной Европе - центры управления, командные пункты и, особенно, порты (последнее в случае войны делало невозможным высадку американских войск в Западной Европе). На фоне тотального превосходства СССР в обычных вооружениях это давало Организации Варшавского договора полное военное превосходство на Европейском ТВД.

    12 декабря 1979 года Совет НАТО принял «двойное решение», предусматривавшее размещение к 1983 году в Европе 572 ракет Першинг-2 (Pershing-2). Малое подлётное время ракет Першинг-2 (6-8 минут) давало США возможность нанести первый удар по командным пунктам и пусковым установкам советских МБР (при этом размещаемые ядерные ракеты не учитывались в существовавших на то время советско-американских соглашениях об ограничении стратегических вооружений). Одновременно страны НАТО договорились начать переговоры с СССР, чтобы к 1983 году решить проблему советских евроракет.

    Переговоры

    Но США отказались вести «пакетные переговоры». В сентябре 1983 года американцы начали развёртывание своих ракет на территории Великобритании, Италии, Бельгии и Нидерландов. 22 ноября 1983 года бундестаг проголосовал за размещение ракет «Першинг-2» на территории ФРГ. Эти действия вызвали резко негативную реакцию в СССР. 24 ноября 1983 года Ю. В. Андропов выступил со специальным заявлением, в котором говорилось о нарастающей опасности ядерной войны в Европе, выходе СССР из Женевских переговоров по евроракетам и принятии ответных мер - размещении ОТР-23 «Ока» («SS-23») на территории ГДР и Чехословакии. Имея радиус действия до 450 км, они теоретически могли простреливать всю территорию ФРГ, то есть нанести превентивный разоруживающий удар по местам дислокации «Першингов». Одновременно СССР выдвинул свои атомные подводные лодки ближе к побережью США.

    Попытка возобновить контакты между сторонами начались сразу после смерти Ю. В. Андропова, произошедшей 9 февраля 1984 года. На его похоронах 14 февраля присутствовали премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер и вице-президент США Джордж Буш-старший . Они предложили возобновить переговоры по евроракетам при условии, что СССР «разблокирует пакет». В советском руководстве, однако, не было единства. Новый генеральный секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко выступал за переговоры со странами НАТО, но министр обороны Д. Ф. Устинов (который стал фактически вторым человеком в Политбюро ЦК КПСС) категорически отказывался разблокировать пакет. 29 июня 1984 года СССР предложил возобновить переговоры по «евроракетам» на пакетных условиях. Однако США (как и предполагалось) не согласились с этой позицией. Поскольку СССР продолжал начатое при Ю. В. Андропове развёртывание ОТР-23 «Ока» в Чехословакии и ГДР, США заявили летом 1984 года, что намерены развернуть в Европе оперативно-тактические ракеты «Lance» с нейтронными боеголовками.

    В декабре 1984 года Великобританию посетила советская делегация во главе с М. С. Горбачёвым. Но, несмотря на тёплый приём, М. Тэтчер категорически отказалась вести «пакетные» переговоры. Ситуация изменилась после смерти Д. Ф. Устинова 20 декабря 1984 года - в советском руководстве возобладала компромиссная линия. 7 февраля 1985 года на встрече с госсекретарём США Дж. Шульцем в Женеве министр иностранных дел СССР А. А. Громыко согласился вести переговоры по евроракетам отдельно от переговоров по космическим вооружениям. После избрания Горбачёва генеральным секретарём ЦК КПСС 10 марта 1985 года переговоры возобновились.

    Позиция СССР на переговорах стала мягче. Летом 1985 года Горбачёв ввёл мораторий на развёртывание ОТР-23 «Ока» в Чехословакии и ГДР. Попытку достичь соглашения Горбачёв и Рейган предприняли на переговорах в Женеве в ноябре 1985 года. Она завершилась неудачей: США отказывались вывести ракеты средней дальности из Европы, а СССР был близок к повторной блокировке пакета. Но в январе 1986 года Горбачёв провозгласил программу поэтапной ликвидации ядерного оружия во всём мире и пошёл на ряд серьёзных уступок. На встрече Горбачёва и Рейгана в Рейкьявике СССР согласился «разблокировать пакет» - вести переговоры по РСД отдельно от СОИ.

    Осенью 1986 года СССР предложил вариант вывоза ракет средней дальности: СССР отводит РСД-10 за Урал, а США вывозят «Першинг-2» и крылатые ракеты наземного базирования в Северную Америку. Рейган согласился принять этот вариант. Однако 24 декабря 1986 года против него в категорической форме выступила Япония: в Токио опасались, что СССР перенацелит РСД-10 на них. 1 января 1987 года против этого варианта выступил и Китай , где также опасались того, что могут стать целью РСД-10. В итоге, когда в феврале 1987 года СССР предложил проект «двойного нуля», США, учитывая интересы Японии, отказались принять его.

    Итог переговоров

    Достичь компромисса удалось на переговорах министра иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе в Вашингтоне в сентябре 1987 года.

    СССР согласился разработать единую классификацию по РСМД и включить в будущий договор ОТР-23 «Ока» («SS-23»), хотя они не попадали под определение РСМД. США, в свою очередь, обещали и уничтожить крылатые ракеты наземного базирования «Tomahawk», и отказаться от развёртывания в Центральной Европе ОТР «Lance-2» с нейтронными боезарядами .

    8 декабря 1987 года был подписан Вашингтонский договор, по условиям которого стороны согласились уничтожить все РСМД как класс.

    Выполнение Договора

    К июню 1991 года Договор был выполнен: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов (из них около половины - произведённые ракеты, не находившиеся на боевом дежурстве); США - 846 комплексов .

    Исполнение Договора

    Прекращение действия Договора

    Российские претензии к США по нарушениям Договора

    15 февраля 2007 года начальник Генштаба ВС России генерал армии Юрий Балуевский заявил, что Россия может начать пересмотр всей договорно-правовой системы ядерного сдерживания в ответ на размещение элементов американской системы ПРО в Восточной Европе. В частности, по его словам, Россия может в одностороннем порядке выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности: «Договор … имеет бессрочный характер, но возможность выхода из него существует, если одна из сторон предоставит убедительные доказательства о необходимости выхода. Сегодня они есть: многие страны разрабатывают и совершенствуют ракеты средней дальности, а Россия, выполнив договор о РСМД, потеряла многие системы этого оружия» .

    Аналогичное заявление о возможном выходе России из договора о РСМД ранее (в июне 2000 года) уже делал президент России Владимир Путин в ответ на объявление США о выходе из Договора об ограничении систем ПРО .

    В феврале 2007 года командующий РВСН ВС России генерал-полковник Николай Соловцов заявил на пресс-конференции, что Россия готова восстановить производство баллистических ракет средней дальности: «Как класс БРСД были уничтожены, но документация вся осталась, технология вся осталась. В кратчайшее время, если понадобится, производство этих комплексов будет восстановлено. Но уже с новыми технологиями, на новой элементной базе, с новой системой управления, с новыми возможностями» . Это заявление было сделано в ответ на сообщения о том, что Польша и Чехия намерены принять предложение США о размещении элементов ПРО (РЛС наблюдения и ракет-перехватчиков) на их территории.

    Такой подход нашёл отражение и в официальных документах - так, в Обзоре внешней политики России (2007) отмечалось : «Озабоченность вызывает ситуация, складывающаяся вокруг Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Ракеты этих двух классов были уничтожены в соответствии с Договором ещё в 1991 году, но с тех пор этому международно-правовому акту так и не было придано универсального характера. Более того, всё большее число государств, в том числе расположенных вблизи наших границ, разрабатывают и берут такие ракеты на вооружение. В этих условиях необходимо задуматься об обеспечении нашей собственной безопасности».

    С точки зрения России, США нарушили Договор о РСМД, размещая в Европе пусковые установки противоракет , которые гипотетически могут быть использованы для размещения крылатых ракет , используя ракеты-мишени, сходные по характеристикам с ракетами средней и меньшей дальности наземного базирования, и наращивая производство и применение ударных беспилотных летательных аппаратов .

    Модули пусковых установок вертикального пуска мк.41 , уже размещённых в системе ПРО на территории Польши и Румынии, позволяют запускать не только противоракеты «Стандард 2» и «Стандард 3», но и ракеты «Томагавк » («Томагавк» - крылатая ракета средней дальности (1000-2200 км), способная нести и ядерные боеголовки).

    В 2013 году США начали испытательные пуски с земли авиационной крылатой ракеты AGM-158 В с дальностью действия в тысячу километров. А в декабре 2017 года президент Трамп подписал законопроект об обороне, который в числе прочих предусматривал выделение 25 млн долларов на разработку новой крылатой ракеты данного типа. С российской точки зрения, это является нарушением Договора о РСМД .

    В июне 2013 года Владимир Путин на встрече с представителями ВПК РФ назвал решение СССР отказаться от ракет средней дальности «по меньшей мере спорным» , а глава администрации президента Сергей Иванов заявил о возможности выхода Российской Федерации из Договора .

    Выход из Договора

    В июле 2014 года президент США Барак Обама в письме Владимиру Путину впервые на уровне глав государств обвинил Россию в проведении испытаний крылатых ракет средней дальности, нарушающих Договор . США утверждают, что в 2008-2011 гг. Россия в нарушение Договора проводила испытания крылатой ракеты наземного базирования на дальность более 500 км (речь идёт о ракете 9М729 , разработанной екатеринбургским ОКБ «Новатор» им. Люльева); по утверждению российских официальных лиц, дальность действия этой ракеты заведомо меньше 500 км ).

    В ноябре 2016 года в Женеве впервые с 2003 года по инициативе США было созвано заседание специальной контрольной комиссии в рамках Договора о РСМД, однако озабоченности сторон снять не удалось .

    31 октября в статье в журнале «Foreign Policy » Джон Вольфсталь (директор Группы по ядерному кризису, бывший специальный помощник президента Барака Обамы и старший директор по контролю над вооружениями и нераспространению в Совете национальной безопасности) подверг критике решение Трампа. В частности, Джон Вольфсталь утверждает следующее: «Аннулирование этого договора сделает США и их союзников (о которых Трамп, очевидно, совершенно не заботится) менее защищёнными и подорвёт глобальные основы нераспространения ядерного оружия» .

    26 ноября заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков заявил, что Москва считает «прямым и вопиющим нарушением ДРСМД» развёртывание США пусковых установок для управляемых ракет MK41 в составе комплексов Aegis Ashore в Европе, которые, вопреки Договору, «позволяют осуществлять боевое применение с земли крылатых ракет средней дальности „Томагавк“ и других ударных вооружений» .

    5 декабря Владимир Путин прокомментировал заявление Помпео, напомнив, что США сначала заявили о намерении выйти из Договора и лишь после этого начали приводить обоснования своего решения, перекладывая ответственность на Россию: «Никаких доказательств нарушений с нашей стороны не предоставляется», - отметил президент РФ .

    17 декабря в интервью газете «Красная звезда » командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Сергей Каракаев заявил, что «влияние последствий выхода США из ДРСМД, последующего размещения американских ракет средней дальности в Европе и связанных с этим новых угроз нашей безопасности, несомненно, учитывается». Каракаев сообщил, что до конца года в войска планируется поставить около 100 новых образцов вооружения, среди которых ракетные комплексы «Ярс» стационарного и мобильного базирования. Это будет одним из ответов РФ на размещение системы ПРО США в странах Восточной Европы. По словам Каракаева, ряд военно-технических мер позволит в достаточной степени снизить эффективность перспективной системы противоракетной обороны США в Европе .

    Прошедшие 15 января 2019 года в Женеве российско-американские переговоры по проблематике договора завершились неудачей, прежде всего из-за разногласий между сторонами в части претензий к российской ракете 9М729 .

    23 января Минобороны и МИД РФ пригласили иностранных военных атташе и журналистов на брифинг, где впервые были раскрыты некоторые тактико-технические характеристики крылатой ракеты наземного базирования 9М729, продемонстрирована пусковая установка и транспортно-пусковой контейнер. Представители США и военные целого ряда других стран - членов НАТО, а также ЕС, включая Великобританию, Германию и Францию, приглашение проигнорировали . Демонстрация российской ракеты 9М729, однако, не разубедила США в том, что Россия нарушает Договор о РСМД. Официальный представитель посольства США в РФ Андреа Калан сообщила «Интерфаксу»: «США и большинство наших союзников по НАТО отказались от посещения этого брифинга, в котором все мы увидели лишь очередную попытку скрыть нарушение и создать видимость транспарентности» .

    1 февраля 2019 года президент США Дональд Трамп объявил о начале процедуры выхода из Договора. «Россия слишком долго безнаказанно нарушала договор РСМД, скрытно разрабатывая и развёртывая запрещённую ракетную систему, которая представляет собой прямую угрозу нашим союзникам и войскам за рубежом. Завтра США прекратят свои обязательства по договору РСМД и начнут процесс выхода из ДРСМД, который завершится через 6 месяцев, если Россия не вернётся к соблюдению, уничтожив все свои ракеты, установки и связанное с ними оборудование, нарушающие договор», - заявил Трамп .

    2 февраля президент РФ Владимир Путин объявил, что Россия в ответ на действия США также приостанавливает участие в Договоре : «Американские партнёры … объявили о том, что они занимаются НИР, НИОКР и опытно-конструкторскими работами, и мы будем делать то же самое». При этом Путин потребовал больше не инициировать переговоры с США по разоружению: «Подождём, пока наши партнёры созреют для того, чтобы вести с нами равноправный, содержательный диалог по этой важнейшей тематике - и для нас, и для наших партнёров, да и для всего мира» .

    2 февраля Министерство обороны РФ заявило, что США начали подготовку к производству ракет, запрещённых Договором, за два года до того, как объявили о выходе из ДРСМД: «По имеющимся в Минобороны России неопровержимым данным, уже с июня 2017 года на предприятии военно-промышленной корпорации Raytheon в городе Тусон,​ штат Аризона, стартовала программа расширения и модернизации производственных мощностей в целях создания запрещённых договором ДРСМД ракет средней и меньшей дальности». За последние два года площадь этого крупнейшего в США предприятия по производству ракетного оружия увеличилась на 44 %, а численность персонала выросла на 2 тыс. человек .

    5 февраля министр обороны РФ Сергей Шойгу на селекторном совещании в министерстве заявил, что в 2019-2020 годах, в ответ на решение США приостановить выполнение ДРСМД, предстоит разработать наземный вариант комплекса морского базирования «Калибр» с крылатой ракетой большой дальности. В эти же сроки предстоит создать наземный ракетный комплекс с гиперзвуковой ракетой большой дальности .

    7 февраля министерство обороны РФ, ознакомившись с содержанием ноты Госдепартамента США о приостановлении участия американской стороны в Договоре о РСМД и начале процедуры выхода из него, отвергло «необоснованные утверждения о нарушении Россией своих обязательств по данному договору» и, в свою очередь, обвинило США в том, что они не предпринимали необходимых действий по устранению ими нарушения собственных обязательств по Договору. В связи с этим министерство обороны РФ предложило американской стороне в период до прекращения срока действия Договора вернуться к его выполнению и «принять необходимые меры по возвращению к неукоснительному соблюдению Договора путём уничтожения» нескольких типов ракет и военной техники:

    Соответствующая нота была вручена военному атташе при посольстве США в Москве.

    8 февраля миссия США при НАТО заявила, что система противоракетной обороны Aegis Ashore «полностью соответствует обязательствам США по Договору РСМД» и способна запускать «только оборонительные ракеты-перехватчики», которые, в свою очередь, не подпадают под действие Договора. По мнению американской стороны, не нарушают Договор и американские ударные БПЛА: «ДРСМД не ставит никаких ограничений на разработку, испытания и применение многократно используемых вооружённых дронов. По мнению США, термин „ракета“, который используется в Договоре, применим только к одноразовым изделиям» .

    20 февраля президент РФ Владимир Путин в своём послании Федеральному собранию заявил, что в случае размещения американских ракет средней дальности в Европе Россия будет вынуждена развернуть средства, в сфере досягаемости которых будут как территории, где будут размещены эти ракеты, так и территории, где находятся центры принятия решений об их применении (то есть США). При этом подлётное время российских ракет будет адекватно подлётному времени американских, которое Путин оценил в 10-12 минут. Российский президент подчеркнул, что Россия не собирается первой размещать в Европе ракеты средней и меньшей дальности .

    4 марта 2019 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановлении Россией выполнения Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), в то же время в комментарии к данному указу Владимир Путин отметил, что Россия не планирует размещать подпадающие под действие ДРСМД ракеты на пограничных территориях.

    См. также

    Примечания

    1. История Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности // «Коммерсантъ», 07.12.2017
    2. США нацелили санкции на российскую ракету. Переговоры в Женеве по Договору о РСМД под угрозой срыва // «Коммерсантъ», 11.12.2017
    3. Путин заявил о приостановке участия России в ракетном договоре (неопр.) . Lenta.ru (2 февраля 2019 года). Дата обращения 2 февраля 2019.
    4. Россия «может выйти» из договора с США о ракетах (неопр.) . Би-би-си (15 февраля 2007). Архивировано 20 февраля 2012 года.
    5. Владимир Соловьёв. Разведка словом // США попросили Россию попридержать ракеты (неопр.) . Коммерсантъ (17 февраля 2007). Архивировано 20 февраля 2012 года.
    6. Денис Жуков; Ольга Соколик. Россия дала «асимметричный» ответ (неопр.) . РБК daily (20 февраля 2007). Архивировано 20 февраля 2012 года.
    7. МИД России | 03/27/2007 | Обзор внешней политики Российской Федерации
    8. Некролог по режиму контроля над вооружениями. Цена вопроса // «Коммерсантъ», 08.12.17
    9. «Для сохранения договора требуется более ответственный подход со стороны США». Заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков об угрозах Договору о ракетах средней и меньшей дальности // «Коммерсантъ», 8.12.2017
    10. Договор по РСМД: О российских претензиях к США (неопр.) . Журналистская Правда (7 декабря 2018). Дата обращения 10 декабря 2018.
    11. США нарушали Договор по РСМД по четырем пунктам (рус.) . Российская газета. Дата обращения 6 декабря 2018.
    12. Обама не смог убедить Путина пойти на новые ядерные сокращения (рус.) . РИА Новости (19 июня 2013). Дата обращения 4 февраля 2019.
    13. Договор по РСМД не может действовать бесконечно, заявил Иванов (рус.) . РИА Новости (21 июня 2013). Дата обращения 4 февраля 2019.